«Юзабилити» определяет образ будущего

Еще одна из идей роста

Наш мир становится всё более удобным: современные гаджеты легко осваивают дети, а на правильном сайте не сможет заблудиться даже случайный посетитель. Всем этим мы обязаны UX (User eXperience англ.) – науке об удобстве пользования вещами. Эксперт по «юзабилити» Виталий Болатаев рассказал, кто впервые озаботился вопросами технического комфорта и чем в будущем смогут нам угодить дизайнеры и разработчики

Что такое «юзабилити» и почему это важно?

Если обратиться к Википедии, она называет «юзабилити» – наукой, которая изучает, насколько удобно человеку использовать предметы для достижения своих целей и как можно это удобство повысить. Но за этими простыми словами кроется многолетняя сложная работа и даже отдельное направление прагматической философии.

Историю юзабилити можно смело начинать с великого математика и изобретателя Алана Тьюринга. Тьюринг в своей работе 1950 года «Может ли машина мыслить?», отвечая утвердительно на этот вопрос, делает интересное дополнение. Он говорит: некоторые скептики утверждают, что машина не может мыслить потому, что эстетически она не похожа на человека. Но в этом нет никакой проблемы: давайте сделаем так, чтобы она походила на человека. Давайте ориентироваться на человека, когда создаём машины и когда проектируем искусственный интеллект.

Учебный ролик «Может ли машина общаться с человеком» от проекта TED.Education. В настройках ролика есть русские субтитры

Рекомендации Тьюринга были услышаны. В 50-60 годы прошлого века в Америке появились странные люди – юзабилисты. Некоторые из них ещё живы. Это старенькие дедушки, которые сегодня занимают важные места в Массачусетском технологическом институте и в крупных корпорациях. Они развивали направление инженерной психологии и пытались измерить, как человек взаимодействует с машиной, её интерфейсами управления. Их выводы влияли на проектировку и дизайн вещей, который, конечно, никак не был связан с графическим дизайном, потому что никакого графического дизайна тогда, в общем-то, и не было. Идеология их работы отражена в культовой книге Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей».

 Лекция Дональда Нормана «О трёх составляющих дизайна, которые делают вас счастливыми» на проекте TED.Com. В настройках ролика есть русские субтитры

Следующее имя, которое я бы назвал — Дуглас Энгельбарт. Это человек, который сделал великое открытие, основанное на замерах эргономики и простых математических расчетах: компьютерная мышь. Энгельбарт предположил, что простой способ взаимодействия человека и машины должен быть основан на использовании тактических ощущений.

 Подробная история создания первой компьютерной мышки от видео-блогера Рудера

Затем Холодная война подходит к концу. Большие военные заказы и кредиты, которые выдавались на их выполнение, исчезают. В Штатах и в Советском Союзе люди, которые раньше были учёными на зарплате, становятся сотрудниками и сооснователями разных стартапов. В 80-е на сцену выходит человек по имени Стив Джобс и его компания «Apple», как лидеры этих процессов.

На самом деле, во всех продуктах компании Джобса мы видим отсылку к Алану Тьюрингу. Речь идёт не только об их идеологическом родстве. Логотип «Apple» – надкушенное яблоко – это не яблоко Ньютона и не символ грехопадения, как думают многие. Это яблоко Алана Тьюринга. Тьюринг любил яблоки: он ел их ночами, когда писал свои тексты, и умер, отравившись яблоком, пропитанным цианистым калием. (Учёный стал жертвой гомофобии).

Джобс боготворил Тьюринга и всегда придерживался его рекомендаций в своей работе. Все продукты «Apple» создавались с учётом представлений о человеческом удобстве.

Логотип «Apple» в виде радужного яблока появился на свет 17 апреля 1977 года

Почему всё это важно? Потому что, когда возник Интернет, стало ясно, что подход «быстро сделаем графический интерфейс» не работает. Ничего подобного интернет-сайтам и виртуальным интерфейсам раньше не существовало. У людей не было опыта, на который они могли бы опереться при работе с ними. Да, азы юзабилити к этому моменту уже были сформулированы, но никто не знал (а часто не знает даже сегодня), как они должны реализовываться в вебе. Ситуация, когда дизайнеры оказались оторваны от бизнес-процессов, а бизнес-аналитики не могли точно рассчитать эффективность работы сайта, только усугубило это положение дел.

Приведи пример, о каких проблемах ты говоришь?

Возьмём простой пример: мили перелётов, которые копят клиенты авиакомпаний. Если ты много летаешь, тебя повсюду преследует реклама «заведи карту и копи бонусные мили». Но на самом деле нельзя сказать, что эта функция очень эффективно работает. Во-первых, мало кто понимает условия акции, по которым начисляются мили: на сайтах авиакомпаний их так просто не найдёшь. Например, большое число людей с их интенсивностью перелётов никогда не воспользуются этим предложением, потому что мили сгорают через 2 года. Во-вторых, кроме бонусных миль, существует, так называемый, «топливный сбор». Который ты обязан заплатить, даже если билет достался тебе бесплатно. На некоторых направлениях, например, если ты летишь в Финляндию, а не в южные страны, бесплатный билет с топливным сбором оказывается дороже, чем обычный билет, купленный в кассе.

Люди сами по себе этого не знают, но бизнес не пытается объяснить им эти вещи, потому что бизнес (особенно крупный бизнес) может быть туповатым и не очень человекоориентированным.

Как в такой ситуации может помочь эксперт по юзабилити?

Он объяснит, что все масштабные действия компании надо наглядно и просто описывать на сайте компании. Во-вторых, он порекомендует уравнять условия акции с требованиями регулятора рынка, чтобы избежать проблем с топливным сбором. В-третьих, расскажет, как правильно организовать разметку сайта и провести поведенческий анализ, чтобы понять, как люди на него заходят и как себя на нём ведут.

 Инструкция по проведению экспертизы пользовательских интерфейсов от Дмитрия Сатина – основателя компании USABILITYLAB

Как должна правильно вестись разработка интернет-продуктов согласно канонам юзабилити?

Есть три крупных блока разработки интернет-продуктов:

Это веб-аналитика – работа с Google Analytics, ЯндексМетрикой и т.д..

Это юзабилити – работа с людьми. Инженерные психологи месяцами ходят за человеком, общаются, проводят глубинные интервью, чтобы понять, как и что он делает.

И третья – это стартовая разработка и проектирование. Люди, которые проектируют интерфейс, сначала просто прописывают его на уровне модулей и блоков, не заморачиваясь графической реализацией.

Потом уже всё это отдается программистам и графическим дизайнерам.

Подход, когда бизнес сразу передает графическому дизайнеру некоторый заказ, оказался несостоятельным. Потому что графический дизайнер не владеет компетенциями ни в бизнес-аналитике, ни в веб-аналитике, не умеет общаться с людьми, и, возможно, даже проектировать не умеет. Он умеет только делать картинки.

Возникает вопрос: так ли уж важен дизайн вообще? Потому что, если посмотреть на мировой опыт создания интернет-сайтов, мало где настолько серьёзно заморачиваются с дизайном, как в России.

Да. Если мы посмотрим на западный опыт и приглядимся к тому, что скрывается за простыми лаконичными сайтами, то увидим интересную вещь. У них дизайнеры больше заняты «проектированием», что, собственно, и есть дословный перевод слова «дизайн». У них дизайнер — это инженер, а у нас — почему-то художник. Поэтому там никто не играется с картинками, в силу того, что они действительно не видят смысла в непонятных кричащих цветных вещах.

Если поговорить про будущее интерфейсов: к чему мы стремимся?

Есть реалистический и фантастический сценарии. Я лучше расскажу про фантастический. Он заключается в том, что сегодня все хотят сделать виртуальную реальность. На Западе это главный тренд. Но есть проблема в том, чтобы примирить виртуальную реальность с органическими особенностями человека. Например создатели популярной игры «Resident Evil» столкнулись с проблемой, что у человека не получается играть в очках виртуальной реальности – его тошнит. Они придумали нарисовать на экране перед глазами игроков две желтых линии. И люди перестали страдать: им теперь легче поворачивать голову в виртуальном мире, ориентируясь на эти линии. Но в России ничего подобного пока нет, никто не замахивается на запуск виртуальных миров.

 Презентация игры «The Resident Evil 7» в очках виртуальной реальности. ВНИМАНИЕ: Ролик содержит сцены насилия и рекомендуется к просмотру с 16 лет

Другое направление, которое, вероятно, возникнет в ближайшее время — это нейроинтерфейсы. Что-то будет имплантироваться в тело человека и как-то с ним взаимодействовать. Уже имплантируется, но пока на очень ранней стадии: электронные пропуска, датчики давления.

Безусловно, расширится рынок аппаратно-программных средств, вроде Arduino. Которые предлагают людям, далёким от инженерии, готовые микроконтроллеры и печатные платы для создания автономных объектов автоматики под любые нужды.

Их сейчас используют при шитье умной одежды: а это уже ближе к тому, чтобы понять, что интерфейс может реально располагаться прямо на теле. На Западе сейчас много таких проектов, есть специальные лаборатории. Девушки, которые окончили факультеты модного шитья, работают в Массачусетском технологическом институте в лаборатории умной одежды, запускают там стартапы. Nike, которые что-то умное в своей линейке вещей уже начали делать.

 Рассказ-презентация о возможностях «умной одежды»

А если попробовать замахнуться на 10-15 лет?

Вероятно, тренд ближайших 10 лет, несмотря на фантастичность, будет задавать компания Microsoft. Они являются новыми лидерами по разным фичам, в отличие от того, что было 10 лет назад, когда лидировали Apple.

Windows предлагают нам новые решения для рисования. Они презентовали рисовалку, которая вместо мышки способна рисовать 3д-модели прямо на экране движением рук.

 26 октября 2016 года компания Microsoft представила компьютер-моноблок Surface Studio – революционный инструмент для работы художников, инженеров и дизайнеров

Они отказываются от наследия Энгельбарта и мышек-манипулторов и в этом есть здоровая эволюция.

Apple стали сегодня очень консервативной компанией и тянут за собой других участников рынка. Вероятно, через несколько лет мы увидим, что Microsoft опять оказался передовой: модной и экспериментальной компанией, как это было когда-то в 90-е.

Виталий Болатаев

UX-эксперт, интернет-журналист

Преподавал когнитивные науки в НИУ-ВШЭ и Финансовом университете при президенте РФ, вел колонку о технологиях в журнале «Метрополь». В прошлом сотрудник digital-отдела в компании РБК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *