Основные идеи диверсификации

Что может «подтолкнуть» диверсификацию?

Будем исходить из того, что ни по приказу, ни по вере в наше великое предназначение диверсификация экономики не произойдет. И будем предполагать, что для диверсификации есть достаточное количество объективных предпосылок, а не просто хотелок «догнать и перегнать».

В таких объективных предпосылках больше силы, чем в лозунгах, и даже больше силы, чем в мерах государственной помощи, несмотря на то, что мы привыкли, что отсутствие поддержки государства сильно сдерживает развитие экономики. Не искусственные ЦУ (целеуказания), а объективные потребности развития и решения насущных проблем социальной сферы и экономики смогут более надежно «вытащить» нашу страны из болота сырьевой экономики (или снимут с нефтяной иглы, кому как больше нравится).

Вы можете задать вопрос: если есть объективные движущие силы диверсификации, то зачем «париться» с определением и осознанием путей диверсификации — она и так произойдет. Да, произойдет, несомненно, но в какие сроки и в каком объеме?

Мы видим, что известное изречение П.А.Столыпина «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию» для современной ситуации не работает. Или из-за отсутствия покоя или, наоборот, из-за отсутствия вменяемого развития :).  Поэтому добавление осознанности в процесс диверсификации может сильно подтолкнуть последнюю. «Идеи становятся силой, когда овладевают массами» — несмотря на то, что слова принадлежат, мягко выражаясь, не очень гуманистичному вождю, но проверку на правильность временем прошли.

Итак, для чего и где может потребоваться диверсификация и кто/что  может выступить ее локомотивами?

Наиболее подталкивающими к Диверсификации могут, очевидно, выступить отрасли с высоким уровнем темпов роста или, на мой взгляд, с большим количеством нерешенных проблем для потребителей. И, соответственно, — с меньшим уровнем конкуренции внутри отрасли и с меньшим уровнем конкуренции поставщиков. Да, можно сказать, что и на высоконкурентных рынках есть возможности диверсификации, но, все-тки, это гораздо более сложно, дорого и рисково. И с разбега, без подготовки на таких рынках сложно конкурировать, если нет, конечно, своих уникальных заделов.

Перечень таких отраслей — потенциальных локомотивов диверсификации —  в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *