Гайдаровский форум 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов» — день 2

Корпус 5, 5 этаж, Актовый зал

Устойчивый экономический рост: модель для России

Панельная дискуссия

Вопросы для обсуждения:

  • Перспективы экономического роста на 2018–2024 годы
  • Насколько приемлем для России международный опыт макроэкономического регулирования?
  • Мировая финансовая система и устойчивость российских финансовых рынков
  • Как расставить приоритеты государственных расходов на основе мониторинга эффективности использования бюджетных средств?

Модератор:
Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли

Ключевой доклад:
Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок

Участники:
Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты Российской Федерации
Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации
Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка Российской Федерации
Максим Орешкин, министр экономического развития Российской Федерации
Сирилл Муллер, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии
Андрей Клепач, заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист)

Цитаты из выступления А.Кудрина

В некоторых странах, например Китай и Индия (похожи нак нас основной источник инвестиций ПИФ. В некоторых странах их объем достигает 200% ВВП
Еще одним источником роста экономики — в связи с низким внутренним спросом — может быть рост несырьевого экспорта
Поднять СФП — совокупную функциональную производительность (не труда, а  общей) до 1% и потом до 2-4% в год для достижения целевых показателей роста ВВП >4% в год

Целевые показатели по инновациям в России осознаются но не выполняются

Россия встала перед вызовом технологического отставания на ближайшее время

Даже военные эксперты в группе Кудрина говорят, что технологические вызовы сильнее для угрозы безопасности России, чем геополитические
В западных странах принимают документы развития по промышленной революции 4.0. Многие эксперты в мире считают, что Америка может вырваться навсегда
и что Россия может отстать в технологическом плане навсегда

С чего начать Реформа государственного управления:
Внедрение управления изменениями — не годами, а на месяцы недели, часы (!)

Большие кадровые проблемы
Интгеграция 390 государственных систем, на которые потрачено сотни миллиардов рублей
Бигдата для проверки бизнеса. Недаром говорят, что когда сейчас приходит проверка на предприятие, то годовые показатели становятся хуже.
Дерегулирование мнополий
Уровень корпоративного управления в госкомпаниях часто формально и не ведет к реальной конференции

Государство должно стать первым в технологическом преобразовании
государственное управление
медицина
Образование
Инфрастурктура и логистика
чтобы быть заказчиком для новых технологий

В условиях стареющего населения — необходимо система непрерырвного образования в т.ч. и для пожилого населения
И в здравоохранении — система активного долголетия — чтобы человек в 60 чувствовал себя так как раньше в 50
Мы с восточной Европы уже завозим инженеров и сварщиков

Развивать города. По опросам только два города достойны западного уровня а надо чтобы было 12-15

Креативные индустрии технологии в Лондоне 6%, а в Москве только 0,5% — это дизайнеры (просто и веб)

Развитие инновационного предпринимательства

И вложение в университеты мощное (в этих городах) и так с этого начнется рост таких городов

Мы должны держать инфляцию менее 4% а в принципе довести до 2,5%. Это сильно влияет на стоимость инвестиций

А расходы на образование медицину стагнируют или уменьшаются за последнее время

Уровень бюджетных доходов к 2035 году будет падать
Расходы при этом должны упасть до уровня 30-32% от уровня ВВП, а сейчас 37% — готовы ли мы к этому

Последнее — доверие.
Высокое доверие к Президенту, но очень низкое 20% к другим институтам власти — правительству думе, правоохранительным органам
При таком низком уровне доверия реформы невозможны.

Доверие людей к людям (незнакомым 20%, к знакомым 60%) тоже особенное

По результатам голосования в зале (до выступления Кудрина) главные вызовы для России сейчас
1. Гос управление — 33%
2. Контрольно-надзороная деятельность 17%

Т. Голикова
На государственные институты развития истрачено за последнее время несколько триллионов рублей
и каждый год — по 300-400 млрд руб, из которых 30% каждый год не осваиваются
Также и инвестиции за 2016 год инвестиции 90% по состоянию на 1 декабря из 500 объектов введено 71 объект

390 информационных систем в гос органах много потенциала для экономии, т.к. плодят много расходов

И как бы внезапно — без модернизации системы социального страхования невозможно исправить бюджетное финансирвоание, т.е. это в первую очередь

Модератор
У нас уровень инвестиций за последние годы снизился с 21% до 18%. Почему?

Максим Орешкин
Важен переход к большей части к частным инвестициям, государственные не так эффективны (как сказала Т.Гоилкова)

Результаты голосования

К. Юдаева
Банковский сектор составляет сейчас порядка 100% ВВП, хотя надо выше
1-я проблема — устойчивость финансовой системы

Модератор: Деньги в институты развития ВЭБ… вкладывается много, но прорыва нет
Клепач
Ростехнологи занималось спасением предприятием
РФПИ — он тоже не про инновации и технологии
ВЭБ — новые технологиитоже не были приоритетом и толко сейчас строятся планы на будущее
Реально можно считать институтами развития РВК и Роснано
РВК не выскоэффективна, но это все равно другая бизнес-модель
Роснано, хоть и часто критикуют, но точки прорыва делает

Да и ресурсы невелики у институтов развития
немецкий банк развития КФ (?)13% ВВП от Германии
ВЭБ — 3% ВВП
Все эти институты не скоординированы ни между собой ни с государственной стратегией ни с отраслевой наукой РАН — это очень важная проблема

Модератор — перспективы увеличения экспорта

А Клепач
Есть гос программ развития экспорта.
Но помимо автомобилей и ж-д вагонов (в стратгеии развития экспорта) большие мощности в химии и нефтехимии пропилены, полипропилены
Есть и большие возможности для роста сырьевого экспорта с большей степенью переработки: металлопрокат, деревообработка
Больше должна быть гос поддержка экспорта для не сырьевого — это сейчас всего 1 млрд долларов

А.Кудрин
В инфраструктур — здравохранение образование надо увеличвать не на 1 процентный пункт а больше — в 2-3 раз чем сейчас

Итоги еще одного голосования

 

Приоритеты конкурентной политики

Панельная дискуссия

Конкуренция предполагает нестабильность. Однако, чтобы быть стабильным, надо быть конкурентоспособным. Конкуренты законно наносят ущерб интересам друг друга, и величина этого ущерба нередко превышает ущерб от запрещенных Уголовным кодексом поступков. Конкуренция может приводить к потере рабочих мест и к разорению политически привлекательных предпринимателей, включая отечественных товаропроизводителей и субъектов малого бизнеса. Развитие конкуренции означает, что в каких-то сферах защищенности должно стать меньше.

Вопросы для обсуждения:

  • Этика и вечные ценности конкурентной борьбы
  • В каких сферах следует снизить защищенность?
  • Следует ли снизить защищенность российских компаний от иностранной конкуренции?
  • Следует ли использовать государственные закупки для поддержки бизнесов?
  • Что отвечать тем, кто пострадает от развития конкуренции?

Модератор:
Андрей Макаров, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Участники:
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации
Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы
Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
Алексей Лихачев, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Алексей Мордашов, председатель Совета директоров ПАО «Северсталь»
Эско Ахо, председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.)

Эксперты:
Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС
Андрей Шаститко, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС
Светлана Авдашева, профессор НИУ ВШЭ

Конечно, на мой взгляд модератор Макаров очень неудачно вел сессию — все сомневался в конкуренции как в ценности, заигрывая то темами безработицы, то с темами единственного поставщика
По словам И. Шувалова по рейтингу ОЭСР российское законодательство соответствует своевременному уровню
и по рейтингу ФАС РФ занимает 17 место в общемировым рейтингом

Где заканчиваются разговоры и начинается помощь малому и среднему бизнесу

Панельная дискуссия

В настоящее время в России государством и обществом предъявляется запрос на расширение предпринимательского класса, дальнейшее развитие которого позволит стимулировать экономический рост.

Вопросы для обсуждения:

  • Что думают малые и средние компании о возможностях своего развития?
  • Как они преодолевают экономические вызовы и административные барьеры?
  • Какая поддержка им нужна?
  • Как малые и средние компании выбирают рыночные ниши для своего бизнеса?
  • Удовлетворяет ли их продукция запросы крупнейших заказчиков?
  • Что мешает малому и среднему бизнесу?

Модератор:
Александр Браверман, генеральный директор – председатель Правления, член Совета директоров АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

Участники:
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации
Дмитрий Тулин, первый заместитель председателя Банка России

Эксперты:
Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации
Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Михаил Осеевский, заместитель президента – председателя Правления Банка ВТБ (ПАО)
Дмитрий Ананьев, председатель Правления Промсвязьбанка
Анатолий Попов, старший вице-президент Сбербанка
Анатолий Чабунин, вице-президент – директор по внутреннему контролю и аудиту ОАО «РЖД»
Юрий Зафесов, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
Петр Фрадков, генеральный директор АО «Российский экспортный центр»
Марина Блудян, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области
Евгений Савченко, губернатор Белгородской области
Светлана Орлова, губернатор Владимирской области

Представители МСП:

  • Сергей Юдин, председатель Совета директоров ООО «Группа компаний «Зеленая долина» (Белгородская область)
  • Владимир Бозов, генеральный директор ООО «Меха» (Тверская область)
  • Борис Горкунов, учредитель ООО «ТК «Ярославский»
  • Владимир Стаценко, генеральный директор ООО «ЭПИЭЛ» (Москва, Зеленоград)
  • Анастасия Гоцуляк, генеральный директор ООО «Легкость» (Рязанская область)
  • Денис Шилихин, генеральный директор ООО «Итгаз» (Волгоградская область)
  • Алексей Митрофанов, студент МГТУ им. Баумана, участник стартапов
  • Лев Киселевский, студент МГТУ им. Баумана, участник стартапов

А. Браверман
KPI ан 2018 год 120 тыс малых предприятий на 2018 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *