Интересная статья на Forbes.ru — задается вопросом «Может ли Россия найти новые источники ренты, сопоставимые с исчезающей нефтегазовой?»
Мне она понравилась сходным с нашим сайтом подходом
Кратко тезисы:
В России невозможен рост, т.к.
— Капитальных инвестиций государства не будет
— Не будет высокой доли малого и среднего бизнеса, даже если дать льготы — не поверят, да и льготы будут предметом коррупции
— Надо забыть о масштабном реинвестировании средств населения — автаркия предполагает концентрацию бизнеса и финансов, при которой народ никогда не живет зажиточно. То же самое относится и к сбережениям высших классов — автаркия просто не способна обеспечить им защиты.
Для сохранения автаркической модели остается только искать новые источники ренты — взамен исчезающей нефтегазовой. В лучшие годы экспорт углеводородов приносил до $400 млрд выручки с почти 60%-ной маржой (считая в совокупности прибыли и налоги).
Необходимо изыскать источник как минимум $300 млрд экспортного потенциала с высокой маржой — тогда можно говорить о стабилизации. Надежды на другие природные ресурсы мало, и у России остается только два потенциальных источника ренты — географическое положение и огромная территория.
Идеи:
- Россия расположена между АТР и Европой, на потенциальном пути торговых потоков размером более $1 трлн и скоростью роста 4–5% в год. Основной способ доставки грузов между этими экономиками — морской (через Суэцкий канал), по подсчетам РАН, в 1,7 раза дороже и в три раза дольше возможного железнодорожного или автомобильного пути через Россию. Валовая выручка от этого бизнеса превысит зарубежную выручку «Газпрома» Это примерно 50 млрд долл (5% товарооборота АТР-Европа) годом ранее или в среднем 1,5 трлн рублей.
Еще одна статья Увеличение транзитных перевозок и объема торговли между АТР и Европой на 1% способно принести российской казне $5 млрд – В. Якунин
По анализу еще одной статьи «68 кораблей перевезли 4 800 000 тонн груза за 1 день» доход Египта от Суэцкого канала в год составляет примерно 5 млрд долл, оценка грузопотока — в еще одной статье «Влияние динамики международных перевозок через Суэцкий канал на социально-экономическое развитие Египта». - Транспортный коридор можно сделать офшорной зоной с предоставлением офшорного статуса компаниям, в нем зарегистрированным и работающим вне его (и вне России).Такая зона может только платежами за поддержание компаний зарабатывать $10–15 млрд в год.
- Российские неосвоенные и непригодные для проживания территории можно использовать для захоронения отходов.Сегодня рынок бэкенда (восстановления территорий и утилизации радиоактивных отходов) составляет $350–400 млрд. Маржа 20%. При 10%-ной доле Россия может совместно с доходами от подрядов и проектирования атомных объектов получать до $15 млрд годовой прибыли, а выручка может достичь $50–60 млрд в год.
Но, к сожалению, совокупный валовой доход от всех этих проектов вряд ли превысит $170–200 млрд в год, вывод их на полную мощность потребует 10–15 лет, да и маржа у них меньше, чем у экспорта нефти.