Первоначально попробуем выделить тенденции, которые способствовали быстрому росту экономик других стран в ближайшей истории
Например, подъем экономик южно-азиатских тигров: Корея, Таиланд, Малайзия. Тот же Китай. Что у них общее?
На мой взгляд — дешевая рабочая сила и нормальная среда для иностранных инвестиций.
Да, были нюансы. В Кореи — руководство страны призвало чеболи (их экономические кланы) развивать страну.
В Китае таким направляющим был Дэн Сяопин
Не берусь судить, что подтолкнуло развитие экономики в других странах, но определяющим, как мне кажется, был низкий уровень оплаты труда.
Даже если смотреть на Индию, там тоже достаточно интенсивно развивается экономика и одна из важнейших причин — дешевая рабочая сила
Да, со временем — зарплаты поднимаются и для развития экономики начинают работать другие факторы — отлаженная логистическая и финансовая инфраструктура, большое количество производственных мощностей, что дает свои экономические эффекты. Появляется спрос со стороны населения.
Если оценить отличия развития тех же стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, то обладание ресурсами (земли для с/х, энергоресурсы, полезные ископаемые) дает первоначальный толчок, но дальше экономика так динамично не развивается.
Если посмотреть на Саудовскую Аравию, то там высокий уровень экономики связан и с дешевизной добычи энергоресурсов и с привлечением дешевой рабочей силы из соседних стран (см, например https://otvet.mail.ru/question/68784056)
И, получается для рывка в экономике нужна низкая цена ресурсов, в том числе и трудовых, для производства на продукции, пользующейся большим спросом
Т.е. макроусловия объективные:
- Продукция пользующаяся большим спросом, например: электроника, автомобили, программное обеспечение (как в Индии)
- Большое количество дешевых ресурсов для производства такой продукции. Даже первоначальная квалификация не всегда важна)
Субъективные — зависящие от страны — условия
- Открытость и защищенность инвестиций
- Отлаженная финансовая инфраструктура — в меньшей степени, поскольку иностранный капитал может и так привлечь инвестиции с международного рынка
- Институциональные возможности — корректное правосудие, аудит, корпоративное управление. Их отсутствие в диктаторских странах решается — по договоренности — с государством
- Более или менее привлекательная налоговая система
Для критичной оценки предлагаемой позиции посмотрим, например, на Вьетнам. Там дешевая рабочая сила, но бурного развития экономики вроде бы нет. Почему?
А вот не угадал — » Ежегодные темпы роста ВВП достигают 6,7%» — посмотрите интересный обзор и тренды, лежащие в основе развития экономики Вьетнама http://vietnamix.ru/gosudarstvo/jekonomika-vetnama.html.
В целом Вьетнам – страна, ориентированная на экспорт, его основные статьи – это сельскохозяйственная продукция, товары лёгкой промышленности, кофе, нефть, мебель и другие промышленные товары. Их высокая конкуренция на мировом рынке обязана в большой степени низкому уровню заработной платы во Вьетнаме. В среднем она составляет 100─300 долларов в месяц.
Зарплата во Вьетнаме меньше, чем в России (примерно 500 долларов в месяц или 36,2 тыс руб по итогам 2016 года — http://bs-life.ru/rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2016.html)
Для того, чтобы оценить возможности прорыва, давайте посмотрим еще и на высокоразвитые страны, где динамично развиваются отдельные отрасли: ИТ, автомобилестроение, фармацевтика- США, Германия, Япония, отчасти Израиль.
В головных конторах международных компаний (пусть даже офисы находятся в Ирландии, которая за счет налогообложения привлекает в страну много международных компаний и так поднимает свою экономику) — создаются высококачественные продукты и технологии их производства. Что позволяет потом распространять производства в странах с приемлемым уровнем себестоимости продукции и получать прибыль из этих стран
Все большие компании, по крайней мере американские, прячут растущую прибыль в офшорах. Смотрите, например статью — http://www.vestifinance.ru/articles/69363.
Таким образом, получается как по Майклу Портеру: условие, обеспечивающее высокую конкуренцию и возможность экономического прорыва, — это или низкая себестоимость производства и/или высокое качество.
Хотя, справедливости ради, высокое качество, по моему ощущению не дает большого роста в объеме. Да, может быть в узких нишах лучше. Если вспоминать iPhone, то это история — история создателя Стива Джобса, его понимания миссии, его веры.
Капитализация современных ИТ-гигантов Apple, Facebook, Microsoft, Google (Alphabet) — это отдельная тенденция, имеющая, на мой взгляд, достаточно косвенное отношение к росту экономики.
К конкурентным преимуществам по М. Портеру можно добавить определенные условия:
- высокий спрос на конечную продукцию/услуги, в том числе: высокая динамика спроса и широкая география спроса и большая/широкая вовлеченность населения в потребление такой продукции
- отлаженная логистическая и финансовая инфраструктура
- защищенность инвестиций, обеспечиваемая правосудием ли, обязательствами власть предержащих ли — не важно.
Для полноты картины, мне кажется, нужно еще рассмотреть варианты стимулирования спроса
Зачастую в основе его стимулирования лежит кредитная политика.
Это, в первую очередь, ипотека, которая стимулирует спрос на строительство, к-ое в свою очередь, стимулирует — производство металлов и строительных материалов. Аналогичная ситуация — с кредитами на автомобили.
Для товаров не длительного потребления — спрос создается за счет повышения уровня зарплаты/доходов.
Спрос конечно можно создать и политически — военные расходы, амбиции развития космонавтики, как было во второй половине 20-го века.
Но это все спрос, созданный искусственно — инвестиции в такие отрасли не возвращаются, хотя и способствуют развитию экономики. И для такого варианта развития на долгие годы необходимо обладать огромным запасом денежных средств.
Есть еще и проблемы — общемировые, страновые, которые также могут привести к развитию экономики. Например,
- экология воздушной и водной среды,
- утилизация мусора,
- проблема потепления,
- проблемы терроризма,
- борьба с астероидами,
- транспортная инфраструктура.
Но, к сожалению, возврат в инвестиции в такие проекты очень-очень долог и рассчитывать на ближайший прорыв в экономике можно с большим трудом.
Россия может выступить исполнителем таких тем, причем неплохим исполнителем, но финансирование может идти из стран Запада. Здесь тогда можно говорить о наполнении финансовыми потоками нашей страны и оживления и экономики и производства. Примерно так же, например, мыслят и во Вьетнаме, когда говорят о включении своей страны в цепочки производства ценностей (см. ссылку выше)
При этом, конечно, наши международные отношения и доброжелательное влияние должны стать на порядок выше, чем сейчас.
Да, можно получить возврат инвестиций в решении такой глобальной проблемы, как замена или «оптимизация» генно-модифицированной продукции. Это хотя и длительный цикл, но с предсказуемыми по времени результатами.
Однако и у решения этой проблемы есть много препятствий:
- нормативные — текущее законодательство в стране и в мире,
- экономические — траснациональные компании, к-ые будут сопротивляться разными способами
- и социальные — натуральная еда сильно дороже ГМО
По крайней мере, можно с заменой ГМО начинать в России. Но, как мне опять же кажется, должна быть, как говорят у нас в таком случае, сильная политическая воля на это дело.
Итак, что же может быть применено в России для экономического прорыва
- Спрос, в том числе и мировой?
Давайте посмотрим
4-ая промышленная революция может и помочь нам в этом
В Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Четвёртая_промышленная_революция) названы такие технологии развития
- Большие данные
- Интернет вещей
- Виртуальная и дополненная реальность
- 3D-печать
- Печатная электроника
- Квантовые вычисления
Я бы добавил еще:
- Робототехника
- Искусственный интеллект
Для всего этого из доступных и недорогих ресурсов у нас есть большие данные — как вариант, но он внутренне мне неприятен — что-то уж очень близкое к «Большому Брату» и прозрачным домам людей из романа Оруэлла «1984».
Другие варианты стимулирования спроса:
- Единовременно повысить зарплату — не пойдет: купим все импортное и свою промышленность развивать не сможем.
- Снизить проценты на ипотеку — вариант! Так как он приведет к увеличению спроса — однозначно — и к росту в строительной промышленности и связанных с ним отраслей. Для этого нам надо» По предварительным оценкам Минрегиона, в России необходимо построить около 20 цементных заводов, 10 стекольных, более 30 предприятий по производству нерудных материалов и 15, производящих теплоизоляционные материалы, реконструировать около 200 действующих предприятий по производству ЖБИ и построить 15 новых». Подробнее на РБК. Чем не развитие экономики? А если повысить доступность ипотеки за счет, как в других странах, введения возможностей платы только процентов по ипотеке и увеличения срока ипотеки — то это также позволит увеличить количество ипотечных заемщиков.Сейчас средний по стране показатель ввода жилья (0,45 кв. м на человека в год). А нужен 1 кв метр на человека в год. При средней стоимости примерно в 35тыс рублей за 1 кв. м (https://rg.ru/2016/09/30/stoimost-dok.html) это даст в ВВП России дополнительно порядка 2 трлн рублей — примерно дополнительно 3% ВВП.
Конечно, надо минимизировать риски как от нерадивых строителей, так и от недобросовестных покупателей.
Хорошо бы под это как-то подвязать нормализацию в ЖКХ — это большие и понятные деньги и уход от бардака позволили бы и жителям жить лучше и экономику развивать
- Субсидирование для домохозяйств покупок отечественной продукции — помимо автомобилей и той же ипотеки — это сложно и трудно и эффект скорее не тот, чтобы ожидали. Возможно, для фармацевтики это тоже может сработать.
Возможно и в госорганизациях это дало бы эффект. Но импортозамещение что-то не очень идет, видимо, потому что потребность в отечественной продукции не всегда соответствует интересам госкомпаний, собственно, как потребителей - Те расходы, которые мы отменить не можем (оборона, медицина) — стимулировать на приобретение больше отечественной продукции. Мне кажется, это во-многом искусственно — типа, именем революции встать. Может подействовать, но недолго. Либо под такой заботой и контролем государства, что будет стоить дороже импортного.
В качестве мер по увеличению спроса могут стать и меры по преодолению снижения покупательной способности, в частности развитие внутреннего туризма. Снижение туристического потока в 2015 году составило порядка 30% — до 12 млн. поездок или на 40% с 2013 года — по данным Ассоциации туроператоров России. При средней стоимости заграничной турпоездки в 30-40 тыс рублей дополнительная прибавка ВВП РФ от 6 млн россиян по внутреннему туризму дала бы около 200 млрд рублей. Это, конечно, меньше 0,5% ВВП. Но, как говорится, с мира по нитке — голому рубаха.
Продолжение следует…
Часть 2
Теперь о дешевых ресурсах
О зарплате
Недаром говорят, что мы (Россия) попали в ловушку среднего класса, т.е. эта проблема обычно возникает, когда развивающиеся страны застревают [в экономическом развитии] посередине в связи с ростом заработной платы и снижением ценовой конкурентоспособности, и не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с [их] высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, [с их] низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.
Конечно, можно выделить какие-то узкие отрасли, где наша низкая зарплата даст преимущество в целом по отрасли. Например, ядерная энергетика или космонавтика. Но в целом стране это мало что дает. И если ядерная энергетика у нас еще неплохо развивается, то космонавтика, на мой взгляд, сильно застряла и на ВВП положительно не влияет.
Остается один главный вариант — целенаправленно повышать квалификацию персонала, развивать технологии и увеличивать степень переработки сырья и повышать уровень добавленной стоимости.
Последнее особенно полезно для наших еще пока относительно дешевых природных ресурсов: нефть, газ, лес, уголь. Для отраслей: нефтехимия, нефтепереработка (аналогично для газа), производство полипропиленов, целлюлозно-бумажаная и деревообрабатывающая, мебельная промышленность. Интересна тема производства более экологичного топлива на базе угля.
Кстати, тут можно и власть употребить по отношению к нашим госкомпаниям и крупным олигархам. И это будет хорошо работать.
Также это направление — повышение степени переработки по отраслям — можно дополнительно простимулировать соответствующей налоговой политикой
Еще одно направление переработка мусора. По информации compromat.ru утилизация мусора в Москве поделена между крупными олигархами. Может быть там тоже употребить власть и повысить степень переработки и экогологичности?
В принципе, ситуация в России сейчас в чем-то похоже на Южнокорейскую. Есть кланы, владеющие большими производственными ресурсами. Можно ведь их, наверное, простимулировать на более высокую степень переработки — только без дополнительной господдержки? Далеко-то и ходить не надо.
Итак, это одно из направлений увеличения цепочки добавленной стоимости и степени переработки на имеющихся ресурсах.
Что касается судо- и самолетостроения, которые в основном у нас государственные, а также часть автомобилестроения, то более частая смена кадров и более высокая ответственность управляющих компаний и топ-менеджмента помогут и эти отрасли поднять с колен. На мой взгляд, это чисто кадровый вопрос. Ресурсы есть, финансирование есть, а управления хорошего нет.
Самая сложная часть с машиностроением, станкостроением и производством оборудования для вышеперечисленных отраслей. Здесь на мой взгляд, для стимулирования инвестиций надо ввести значительное освобождение от налогов, в том числе и на экспорт, чтобы у иностранных инвесторов была возможность такое оборудование экспортировать и так частично «отбивать» свои инвестиции. И повысить уровень решения задач. Для этого может оказаться просто создание федерального центра российского станкостроения.
Для новых отраслей, где мы пытаемся включиться в мировое производство, существует НТИ — национальная технологическая инициатива. На ней, пока, подробно не останавливаемся. Хотя ее программа на сайте АСИ (Агенства стратегических инициатив) выглядит больше научной, чем инструментом управления развитием. Ну, и непонятна персональная ответственность за ее подготовку и реализацию. А, значит, — это документ и сама инициатива имеют низкую степень реализуемости.
Также непонятны взаимодействия НТИ и Роснано, куда вложено достаточно денег, Российской венчурной компании (РВК). И для РВК все-таки наверное, будет маловато считать одной из 3 важных своих задач — создание и развертывание проектного офиса НТИ.
Радует, что Кирилл Дмитриев — хороший лидер Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Возможно, было бы правильным такого руководителя и его фонд также системно подключить к задачам диверсификации российской экономики.
Также больная проблема — развитие малого и среднего бизнеса. Корпорация А.Бравермана по развитию малого и среднего бизнеса после разработки, скажем так, стратегии развития подуспокоилась. Есть какой-то перекос в ее деятельности
На главном сайте в оперативном режиме сообщается о финансовой, кредитной поддержке, гарантиях, о доле закупок госкомпаниями у субъектов МСП. Но главной цифры так и не отслеживается: доля МСП в объеме ВВП, в том числе и по регионам. Новость о доле МСБ в Якутии не в счет 🙂
Это большой перекос, когда главная цель не отслеживается
Корпорацию МСП необходимо также включать в стратегию развития до 2035 года.
Как мне кажется по всем серьезным направлениям в этих государственных структурах необходима более сильная кадровая политика. Если нет результатов — будьте любезны в отставку!
И должен быть большой административный ресурс для неформального согласования стратегии со всеми государственными структурами, указанными выше, а также с министерствами МЭР, Минпромторга и другими профильными министерствами, общественными объединениями РСПП, ТПП, Опора, Деловая Россия, признанных экономистов- обозревателей ведущих/рейтинговых СМИ и телеканалов в вопросах экономики.
Без этого стратегия будет вырожденным документом.