Политика стабилизации не привела к ожидаемым результатам. «Партия роста» внесла на рассмотрение Президента и правительства РФ программу экономического развития.
28 февраля 2017 года на рассмотрение Президента и правительства РФ была внесена программа «Стратегия роста», разработанная экспертами Столыпинского клуба (сейчас – Институт экономики роста имени Петра Столыпина), альтернативная программе Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. В мае 2017 года правительство должно выбрать из представленных ему программ ту, согласно которой будет развиваться экономика России в ближайшие десятилетия.
В чем отличия программы «Стратегия роста» от программы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина и Минэкономразвития? Этому вопросу была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 1 марта в МИА «Россия сегодня». В ней приняли участие создатели программы «Стратегии роста», эксперты Столыпинского клуба – уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, научный руководитель Института экономики роста профессор Яков Миркин, ректор Финансового университета при Правительстве РФ профессор Михаил Эскиндаров, академик РАН Виктор Ивантер.
«Перед нами – неподвижный слон»
«Россия очень долго занималась стабилизацией. Нам говорили, что нужно сначала все устроить, установить, и вот это будет точка, после которой будет рост, – предварил презентацию Яков Миркин. – Но странным образом за четверть века не нормализовали ни финансовую систему, ни валютный курс, ни инвестиции, ни инфляцию. Представьте – перед нами неподвижный слон – российская экономика. И мы пытаемся этого слона заставить двигаться – тыкать палочками – экономическими инструментами, понимая, что когда начинается рост, движение, возникает совершенно другая атмосфера легкого дыхания, свободы бизнеса с более доступными кредитами, со снижающимися процентными ставками, курсом рубля, с подавленными административными издержками. И сразу появляются возможности, чтобы проводить структурные реформы – все это не откладывается в долгий ящик, потому что в «Стратегии роста» эти меры первоочередные».
Запад меняет экономическую политику. Почему ее не меняем мы?
«Для каждого периода экономического развития нужна своя концепция. Это подтверждает новейшая история: когда экономики в США, странах Европы развивались динамично, были насыщены инвестициями, необходимо было минимальное присутствие государства, – считает Борис Титов. – Главной целью была борьба с инфляцией, мониторинг инфляции, игра процентной ставки – других инструментов не требовалось. Когда наступили тяжелые времена, как это было в 2008 году, начали действовать другие инструменты – власти прислушались к голосу бизнеса и сказали, что нужна более активная политика государства, чтобы не остановились инвестиции, чтобы колесо развития экономики не встало, а продолжало движение. Именно взгляд бизнеса во многом повлиял на то, как изменилась экономическая политика на Западе. Так в принципе должна поменяться политика и у нас. Пока, к сожалению, этого не происходит».
Два взгляда в одной программе
«В нашей программе объединены два взгляда – экспертного видения и делового мышления. Их синергия лежит в основе нашей программы. Кто за нами стоит? Эксперты – люди с мировым именем – присутствующие здесь, а также заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ Абел Аганбегян, первый заместитель директора Института экономики РАН Михаил Головнин, доктор экономических наук, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева, президент Strategy Partners Group Александр Идрисов, а также представители нового поколения – Андрей Клепач, который долгое время занимался макроэкономикой в стране, был ответственным за это направление в министерстве экономического развития и другие.
Что, если не будет роста?
«Согласно проведенным исследованиям, инерционный сценарий, который сегодня заложен в программе правительства, приведет к новой экономической реальности – Россия станет бедной страной, отстающей от ведущих стран. Статистика утверждает, что всего 1% экономического роста Китая составляет 5,3% роста России. Таким образом, чтобы просто не отстать от Китая, Россия должна иметь темпы роста выше, чем экономика КНР. Если его не будет, страна окажется во втором или в третьем эшелоне мировой экономики. Уже сейчас по уровню жизни населения Россию обходят Китай, Индия, Турция».
При этом авторы программы считают, что потенциал роста у российской экономики большой. «Мы рассчитали сценарий стратегии роста удвоения ВВП к 2035 году. Но если взять весь потенциал российской экономики, то есть пойти по самому оптимистичному сценарию – при высоких ценах на энергоресурсы, при стопроцентной реализации программы, у нас есть потенциал утроения ВВП», – подчеркивает Борис Титов.
Рост: три периода
Согласно программе, процесс роста будет постепенный, и состоять из трех основных периодов:
1. Период восстановления экономического роста – до 2019 года – «Новая индустриализация».
2. Самый продуктивный – инновационный – период экономики, период быстрого роста в размере 5-6% ВВП до 2025 года.
3. Период устойчивого развития, который будет характеризоваться снижением темпов роста, но уже будет совершенно новая экономика – так называемая «Экономика знаний» – до 2035 года.
На каждом этапе будут свои драйверы роста, будут работать свои экономические стимулы. В течение первого периода, главный тренд которого – рост спроса на внутреннем рынке, это будет происходить на базе умеренно заниженного курса рубля и тех основных производственных мощностей, которые уже есть в стране – приблизительно 25% новых мощностей, имеющихся в России, не задействовано.
Во втором периоде рост будет обеспечен прежде всего за счет инвестиционной составляющей, и он будет ориентирован как на растущий внутренний рынок, так и на внешний рынок – за счет повышения конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках.
Третий период с работающими новыми инновационными секторами экономики будет разворачиваться на базе нового курса рубля, наращивания присутствия российских компаний на глобальных инновационных рынках.
«Нельзя затягивать пояса, когда останавливается экономика»
Чтобы это заработало, нужна реализация большого количества системных решений. «Мягкая денежно-кредитная политика – первый пункт в нашей программе. Мы считаем, что это нормальная практика всех развитых рыночных стран при выходе из кризиса, – уверен Борис Титов – Нельзя затягивать пояса, когда у тебя останавливается экономика. Государству необходимо вступать в экономику не как собственнику, а как создателю стимулов для развития. Мы видим эти меры в программах, которые были приняты в США, Японии, Европе.
Необходимо, чтобы власти таргетировали не только инфляцию, но также рост и число производительных рабочих мест. Прежде всего, речь идет о ключевой ставке, которая влияет на коммерческую кредитную ставку в России. Нужен умеренно низкий валютный курс. Нужна стабильность рубля. Предельный уровень дефицита бюджета должен быть на уровне (-)3%, а уровень госдолга на уровне (-)30-35%.
Чтобы обеспечить доступ к кредитованию, необходимо несколько главных решений – создать новые инструменты рефинансирования, которых в России сегодня практически нет, как и институтов проектного финансирования, торгового финансирования. Нужны институты развития, через которые государство должно запустить процесс инвестиций. На эти цели может быть выделено до 1,5 трлн рублей. Это никак не повлияет на инфляцию, эти средства незначительны в масштабах нашей экономики, где другие расходы – например, на санацию банков, значительно выше. В США на программу количественного смягчения было направлено $787 млрд, мы говорим о $30 млрд».
Где взять ресурсы?
Есть ли трудовые ресурсы для осуществления этих планов? Авторы программы «Стратегия роста» отмечают, что у российской экономики есть возможности, которые необходимо реализовать для достижения экономического роста.
«Мы считаем, у нас огромные резервы квалифицированных и малоквалифицированных трудовых ресурсов, главное, необходимо развивать профессиональное образование и системы переквалификации, – уверен Борис Титов. – Сколько надо денег? Мы полагаем, общая цифра – 5,9 трлн руб. для основных фондов. Но если государство вложит 1 рубль, то частных инвестиций придет 4-5 рублей. Поэтому сумма государственной помощи – 2,2 трлн руб. Эту цифру можно будет вернуть простым способом – будет экономический рост, который даст не только дополнительные доходы людям, которые будут получать свои зарплаты на новых рабочих местах, не только бизнесу, который будет создавать новые предприятия, но и бюджету РФ – 300 млрд рублей – это 1% дополнительного экономического роста. И это очень консервативная оценка.
И последнее. Очень важна общественная поддержка, если ее не будет, шанс на реформы очень мал. Правильная, выгодная всем стратегия сама будет являться центром объединения страны. Наша стратегия роста не создает никаких рисков, она не предлагает пережить тяжелые времена ради светлого будущего. Страна должна поверить в эту стратегию, но важнее, чтобы в нее поверила власть. Потому что наша власть не верит в нашу страну. Они переоценивают риски, не верят, что страна может динамично развиваться. Тот KPI, который может объединить всех нас – это высокопроизводительные рабочие места, сейчас это чуть больше 15 млн, плюс наши 10 млн – к 2025 году – 25 млн. Это выгодно людям, бизнесу, государству и президенту, который идет на новые выборы».
Чем этот план отличается от альтернативных?
«Чем отличается наша программа от представленной Алексеем Кудриным? Во-первых, идеологией. Это – практически рациональный либерализм, – считает Яков Миркин. – Во-вторых, целями: мы за открытое социальное рыночное государство. В-третьих, ролью государства. Мы за государство развития, где Министерство финансов развития, Банк развития, Министерство экономики развития».
Политика роста, которую мы предлагаем, состоит из двух частей, – оживить экономику и на оживлении развернуть дальнейшие реформы. Если более конкретно, то наш план состоит из следующих компонентов:
- Доступный кредит
- Снижающийся процент
- Умеренно мягкая денежная политика
- Умеренно ослабленный валютный курс
- Подавление немонетарной инфляции
- Снижение общей налоговой нагрузки
- Налоговые меры, стимулирующие рост
- Подавление регулятивных издержек, нормативных издержек
- Прямые иностранные инвестиции
- Свобода «дыхания» для бизнеса и среднего класса
- Реальная рыночная среда
- Новая роль судебной системы
- Сбалансированная региональная политика
- Приватизация не в интересах крупных иностранных инвесторов, а в интересах среднего класса
- Развитие качества жизни, главный KPI – продолжительность жизни. Сейчас Россия по этому показателю на 100 месте в мире.
Почему бы не распространить опыт АПК и ВПК на всю экономику?
«У нас есть две области, где произошло экономическое чудо – это аграрный сектор и ВПК, – констатирует Яков Миркин. – Там государство произвело ту самую экономику роста: низкие процентные ставки, меньшие налоги, бюджетные преференции, чудесное воздействие в аграрном секторе девальвации рубля. По сути дела государство само продемонстрировало, что бы происходило, если бы оно попыталось распространить эту модель на всю экономику».
Фото в анонсе: Борис Титов (справа) и Яков Миркин. Фото Юрий Мартьянов / Коммерсантъ