14 января, в заключительный день Гайдаровского форума – 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов», в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялась экспертная дискуссия «Университеты 3.0: будущее рядом?»
Участие в работе сессии приняли заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, президент Университета Ниццы София-Антиполис Фредерик Видаль, заместитель генерального директора – программный директор АО «РВК» Евгений Кузнецов.
В ходе дискуссии, модератором которой выступил Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, представители власти, руководители университетов и эксперты обсудили роль и место предпринимательства в фокусе деятельности вузов, а также новую структуру высшего образования.
Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подчеркнула, что российская система вузов имеет множество возможностей для разработки собственных стратегий развития предпринимательской деятельности. Так, Правительство сформировало ряд национальных проектов, среди которых «Вузы как центр создания инноваций». По данным эксперта, государственная поддержка для инновационных вузов составила 30 млрд рублей. Кроме того, заведения получили инвестиции в объеме 40 млрд и создали 5 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
«Университеты 3.0 имеют другие управленческие механизмы: это наблюдательный совет, это вовлечение губернаторов, – говоря об идее опорных университетов, подчеркнула заместитель министра. – Мы очень хотим видеть инициативу университетов. И главное – инициативу бизнеса и власти на территориях, которым мы даем эту возможность».
Спикер призвала к диалогу представителей разных структур. Так, благодаря налаженной межведомственной работе Минобрнауки и Минпромторга инжиниринговые центры за последние три года заработали 4 млрд рублей.
Факторы, которые определят образовательную систему в ближайшие 25 лет, озвучил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Это качественное изменение человеческого капитала в экономике, существенное продление жизни человека, перманентная смена технологий, многократный рост платежеспособного спроса, глобализация английского как профессионального и делового языка.
«Можно предположить новую волну коммерциализации высшего образования, расширение доли бизнес-проектов самого разного уровня: от отдельного учебного курса или консультирования по его поводу до большой онлайн-площадки или даже офлайн-учебного центра, который целиком платный», – спрогнозировал эксперт. Кроме того, спикер заметил, что появится необходимость в непрерывном обучении в течение всей жизни. «Согласно нашим исследованиям, у нас 10% людей старше 40 лет учатся. В Германии – 40%, в Швеции – 60% учатся в данный момент», – подчеркнул спикер. «Это фактор нашего отставания, но это и показатель того, куда мы будем эволюционировать», – заключил он.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау назвал роль предпринимательской деятельности важной, но вторичной для университета 3.0. «Здесь скорее надо говорить об университете как точке аутсорсинга бизнеса», – заявил Владимир Мау. В продолжение темы критериев для образования будущего спикер также определил 10 пунктов «условного» университета, среди которых индивидуализация и непрерывность образования, универсальный язык, знания и специалисты, мощный гуманитарный компонент, глобальная конкуренция.
«Эта модель университета в чем-то будет возвратом к раннему доиндустриальному университету», – определил логику построения нового образования спикер. Также он отметил, что сейчас у нас нет отраслевых приоритетов, а есть передовые и отсталые технологии.
Андрей Шаронов приветствует университеты следующего поколения, когда высшее учебное заведение задает компетенции, по которым новые разработки будут коммерциализироваться, и определяет, как создавать новую ценность. «Мы видим такой университет 3.0, который помимо обучений и исследований занимается инновациями», – акцентировал внимание спикер. По мнению эксперта, как раз с новыми разработками в России в силу разных причин ситуация складывается не самая благополучная, поэтому необходима новая парадигма в образовании. Так, например, в «Сколково» работает школа «Сто ректоров», где проходят обучение руководители крупных вузов нашей страны.
Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин называет идею создания университетов 3.0 достойной, однако достаточно узкой. «Все основные технические вызовы, стоящие перед нами, не сводятся к коммерциализации. Что мы будем делать с проблемой климата? Что мы будем делать с изменениями в биотехнологиях?» – озадачил аудиторию эксперт.
По мнению спикера, университет будущего – это не модель инкубаторов стартапов, а хранитель культуры и производитель смысла жизни. Кроме того, нынешние вузы обучают будущих госслужащих.
В завершение сессии было проведено интерактивное голосование. Абсолютное большинство – 84% аудитории – считают, что университет способен стать центром изменений и развития регионов, отраслей и страны.