Для понимания и оценки своих, российских, перспектив кратко проанализируем мировой рынок робототехники.
По данным РБК (http://www.pcweek.ru/business/news-company/detail.php?ID=168860) «Безусловным лидеров в производстве промышленных роботов остается Япония, которая в 2013 году занимала 52% рынка. Второе место удерживают немецкие компании с долей в 21,7%. … Объем мировой индустрии робототехники (включая промышленный и сервисный сегменты) оценивается в диапазоне от 14,5 до 29 млрд долларов США. Разница в оценках обусловлена различием в подходах к определению границ этого рынка. В 2013 году продажи промышленных роботов выросли со 159 тыс. до 178 тыс. штук… Спрос на промышленную робототехнику генерируют страны, в которых идет активный процесс создания новых или модернизации действующих промышленных предприятий. Наибольшим спросом роботы пользуются в Японии, Южной Корее, Китае, США, Германии.»
«В 2012 году, по статистике Международной федерации робототехники, в России было про- дано 307 промышленных роботов. Годом позже картина не сильно изменилась. «В 2013 году всеми производителями продано около 350 роботов»»
«Совокупный объем продаж промышленных роботов в России можно оценить в сумму, не превосходящую 3 млрд рублей в год». (не считая тех роботов, что поступают в составе устанавливаемых импортных промышленных линий при модернизации производства).
«…Ключевую роль в развитии сервисной робототехники играют малые и средние инновационные компании. В отличие от промышленных гигантов они обладают большей гибкостью и способны обслуживать небольшие, только формирующиеся ниши рынка. Ключевыми источниками появления новых разработок для малых компаний являются исследовательские центры и университеты, сотрудниками которых зачастую и создаются инновационные предприятия…»
В этом смысле более интересным является направление развития бытовых роботов. пока рынок очень небольшой, но с очень большим потенциалом.
По данным одной интересной статьи «в Японии интеллектуальные машины уже используются в качестве сторожей на складах, раздатчиков подносов с едой в больницах и курьеров в офисах»
Грубо можно оценить рынок бытовой робототехники по аналоги с рынком мобильной связи. Если в 2000-м году мобильная связь была редкостью, примерно такой же как iRobot сегодня, то через 10 лет в 2010 практически без сотового телефона не осталось ни одного взрослого человека в России. Соответственно, можно предположить, что рынок бытовой робототехники не сформирован окончательно, ведущие игроки на нем до конца не выбраны, большое количество необходимых инноваций позволяют говорить о сильной потенциальной динамике его структуры и участников, что дает нам возможность побороться за него.